Про образование в Финляндии

Про образование в самой счастливой стране мира
11 августа моя племянница пошла в Финляндии в первый класс. Все происходило очень просто и тихо. Дети с родителями собрались во дворе около школы, будничная одежда, рюкзачки, любопытство на лицах. Лишь легкое волнение некоторых родителей выдавало важность всего происходящего. Я вспомнила свой первый класс в Санкт-Петербурге, торжественную линейку, букет гладиолусов с меня ростом и большой бант на голове.

Так получилось, что в 13 лет я с семьей переехала в Финляндию. Получив высшее образование, я уехала работать в другие страны, но вернулась, чтобы родить и растить своих детей в этой удивительной стране тысячи озер, которая вот уже четыре года подряд возглавляет рейтинг самой счастливой страны мира. И славится она не только высоким уровнем жизни и безопасностью, но и лучшей в мире образовательной системой.

В финскую образовательную систему входит детский сад, обязательное дошкольное обучение, средняя школа 1-9 классы, гимназия (10-11 классы) или колледж, высшее образование.
Секрет успеха финской школы заключается в ее смелости стремиться к совершенству, делая вещи не так, как другие. Финны следуют за собой при составлении образовательного плана. Они опираются на свое инновативное видение, которое отличается от других стран.

У всех детей в Финляндии есть право получить качественное бесплатное образование. Только детский сад платный. Здесь мало частных учебных заведений. Да и разницы сильной нет, где ты учишься. Все школы практически равны. Школы и другие учреждения сотрудничают между собой, потому что рост человека - это общественный процесс.

Помимо равноправия финны также ставят акцент на продвижении прав человека и социальной справедливости, а также укреплении позитивного отношения и социального взаимодействия. Считается, что благодаря инклюзивному образованию формируются убеждения и ценности, которые помогают принять разнообразия, что приводит к созданию инклюзивных сообществ.

Инклюзивное образование – это когда все учащиеся, несмотря на ограниченные возможности и дееспособность, а также другие особенности, учатся в своей ближайшей школе согласно возрастной группе. Что это значит на практике? При сложности в обучении ученика не переводят в отстающий класс, а создаются условия согласно его индивидуальным потребностям. Преподавание сосредоточено на поиске методов обучения, которые лучше подходят каждому ученику, и на поддержке тех учеников, у которых появляются проблемы в обучении. То есть не ребёнок приспосабливается к процессу обучения, а наоборот – характер и темп обучения подстраивают под нужды ребёнка. Такой индивидуальный подход существовал уже 20лет назад. Когда я пошла в 7ой класс, я не говорила по-фински, поэтому первое время на уроках меня сопровождал переводчик. Мне даже предложили не изучать на то время обязательный шведский язык, чтобы не перегружать меня.

Красной нитью в образовании идет внимание на благополучие учеников и учителей. Важна позитивная атмосфера, чтобы всем было комфортно и приятно находиться в школе. Например, если кого-то обижают, то идут разбираться к школьному куратору и есть поддержка психолога. А если учитель как-то обидит ученика, это выносят на рассмотрение директору и дело может дойти вплоть до увольнения.

Дети часто ходят в походы, музеи, выставки согласно тем возможностям, которые предлагает место учебы. Свежий воздух и солнечный свет важны, поэтому перемены обычно проходят на улице в движении. Еда в школе разнообразная и бесплатная. Есть места для отдыха и уединения. В общем в школе можно не только учиться, но и отдыхать.

В обучении маленьких детей внимание уделяется развитию личности, характера, творческих способностей и навыков. Целью обучения уже начиная с детского сада - выявить таланты каждого ученика. Детям дается свобода быть самим собой и через это развивать себя. Также поддерживается их чувство безопасности, развитие эмоциональной̆ жизни и социальных навыков. Поэтому особое внимание уделяется играм и активитетам. Учителя мотивируют и поощряют учеников. Оценки начинают ставить только в более старших классах.

У детей часто один и тот же учитель в течение первых шести лет. Он хорошо узнает своих учеников и может разработать подходящее для них обучение. Одна из важных целей - научить учащихся самостоятельному мышлению и брать на себя ответственность за собственное обучение.

В старших классах обычно работают над большими задачами или проектами. Проектное обучение рушит барьеры между различными предметами и учит поиску, анализу и обработке информации. Учителя делают акцент на изучении и активном использовании навыков применения информационных технологий.

Финнам важно, чтобы в школе дети усвоили навыки, которые им будут жизненно необходимы в будущем: умение сотрудничать, вести дискуссию, самостоятельно мыслить и управлять своим эмоциональным состоянием. Таким образом роль ученика расширилась от изучающего информацию до производящего информацию. Задача учителей - поощрять учеников и помочь построить прочный фундамент для входа во взрослую жизнь.

При выборе предметов финская образовательная система дает большую свободу. Набор базовых предметов одинаковый. Все изучают языки, математику, историю. Но ученикам дается возможность при желании углублять свои знания в тех предметах, к которым у них лежит душа.

Ну и самая главная составляющая – учителя. Учитель работает во многих ролях – это исследователь, наставник, помощник; вместе с учениками участвует в определении целей; поддерживает и не наказывает за ошибки.

В Финляндии уважительно относятся к профессии учитель. Все учителя получают высшее педагогическое образование. Строгие требования поддерживают высокий стандарт, таким образом создается равенство во всех школах страны. Учителя имеют большую свободу планировать обучение самостоятельно на основе национальных и местных учебных программ. Они являются независимыми специалистами, которые, с одной стороны, знают потребности и сильные стороны своих учеников, а с другой стороны, придерживаются общих целей. Заработная плата учителей или директоров не зависит от успеваемости учеников или школы.

В завершении хочется отметить ключевые качества лучшей образовательной системы мира - равенство, свобода выбора и свобода быть собой, позитивная атмосфера, индивидуальный подход, развитие гибких навыков или soft skills, взаимоуважение и высокий профессионализм. Эти качества – строительные кирпичики на пути к счастливой нации, благодаря которым каждый может максимально раскрыть свой потенциал и стать тем, кем он хочет стать в профессиональном и личностном плане. Ведь люди – это важнейшая ценность страны.

4 марта / 2021