Попробуйте коучинг на вкус!
Заполните форму ниже, мы свяжемся с вами
Выберите коуча
Стоимость коуч-сессии зависит от уровня международной сертификации ICF
Представительство Эриксоновского университета коучинга в Крыму

Стоит ли учиться быть родителем?
Интервью с Александрой Михайловой

Стоит ли учиться быть родителем?

Наказывать или нет?
Быть другом или учителем?
Как не калечить, а воспитывать здоровую личность в своих детях?

Эти вопросы регулярно возникают в головах современных мам и пап. Какие ответы на них будут самыми верными – решает каждый родитель сам. Возникает дилемма: следовать общеизвестным методам, которые применялись десятилетиями в своем роду, либо же искать новые пути?

Об этом и не только мы спросили коуча PCC ICF, тренера онлайн-курса «Родитель как коуч» Александру Михайлову.
Представьте, что вы долго ездили на папиных старых «Жигулях», которые достались ему от деда, и тут у вас появляется новенький электрокар. Вы уверенно садитесь в салон с мыслями: «Это же все-таки авто, а не самолет, разве я не разберусь». Но далеко уехать вам не удается. Авто глохнет, привычного бензобака нет, управление голосом и кнопками вообще непонятно. Машину загоняете в гараж до лучших времен или достаете инструкцию…

А теперь представьте, что «в управлении» у вас настоящий живой человек в окружении современного мира и новых запросов. Его невозможно завести с помощью кривого стартера. Он сломается.

Потому так важно понять и принять две вещи.
Во-первых, родитель – это уже профессия, навыкам которой нужно учиться.
Во –вторых, источники знаний и сама информация должны быть адекватны времени, в котором живет ваш ребенок.

Александра Михайлова

Профессиональный коуч PCC ICF
1050 часов индивидуального и группового коучинга

Мама двоих детей

Тренер Эриксоновского университета коучинга, член Международной ассоциации коучинга ICF

Специализация:
- трансформационный коучинг
- семейный коучинг
- командный коучинг

Почему старые методы воспитания не работают с современными детьми и порой даже могут калечить их личность?

Мы эволюционируем, меняются наши условия жизни, цели, установки. Очевидно, что принципы воспитания наших бабушек, которые росли в военное время, опасались за свою жизнь, голодали, наложили непростой отпечаток на наших родителей. Те, в свою очередь, ту же схему «заботы» применяли в нашем детстве. Мы сегодняшние пробуем этот опыт на своих детях и почему-то удивляемся, откуда столько протеста, негатива в ответ от молодого поколения? Почему все не работает, как казалось бы, работало со всеми предыдущими поколениями?

Наши бабушки и дедушки думали раньше, как выживать, как прокормиться. Бытовые заботы стояли на первом плане. Ударить ремнем, поставить в угол, отругать – эти методы были нормой. Мало кто задумывался над тем, что происходит внутри ребенка, и во что это потом может вылиться. Сейчас мы видим поколение взрослых людей, которые сталкиваются с неуверенность в себе, неумением выражать свои эмоции, выстраивать отношения. Люди не знают себя, не чувствуют себя, не видят путей реализации. Это все следствие тех методов воспитания.

С нынешними детьми нужно обращаться абсолютно по-иному, потому что сам мир, его правила и законы, - другие. Важный момент в этой глобальной перемене – отсутствие четкого прогноза на будущее. Уже нет стабильной схемы: выучился, женился, родил детей и т.д. Фокус в воспитании нужно направлять на другие вещи.
О чем тогда должны думать в первую очередь современные родители?

Для того, чтобы человек мог гибко адаптироваться к изменениям мира в будущем, его мама и папа должны сфокусироваться на трех главных вещах: научить ребенка думать, быть осознанным и уметь учиться и выбирать.
Так можно или нельзя наказывать современных детей?

Имея в руках результаты современных исследований, мы уверенно можем сказать, что такой метод задевает личность ребенка, ранит его внутреннее состояние. Наказание можно заменить дисциплиной. Это умение применить навык ментора в отношениях со своими детьми.
Зачем учиться родительству?

Даже приобретая новую вещь, к ней мы получаем инструкцию. А здесь в наш мир приходит живой человек, с уже заложенными чертами характера, темпераментом, генетическими особенностями. Найти подход к нему – это вызов для родителей. Многие думают: «Он же мой, я его родил, буду делать, как знаю, исходя из тех правил, которым меня учили». Зесь родители сами создают в семье большую проблему. Они просто бессознательно транслируют свои паттерны и перекладывают жизненные установки на ребенка, потом удивляясь, почему у тех проблемы в подростковом возрасте, антагонизм, синдром рассеянного внимания.

Мы не учитываем их личные особенности психики и этапы их внутреннего развития. Они давно изучены и родителям даны ключи, а многие до сих пор продолжают игнорировать эти знания.

Что происходит у ребенка в голове с рождения до 3 лет, от 3 до 6 лет, какие особенности у школьника, как подготовиться к подростковому периоду – все это стыдно не знать сегодня и продолжать набивать шишки, наступать на те же грабли и твердить повсюду, что «перерастет», «у нас трудный ребенок», «я мать – я лучше знаю». Если родитель хочет воспитать осознанную личность, просто необходимо знать базовую психологию.
Что означает осознанность на практике для родителей?

Мы говорим фразами, заложенными в нашем детстве, не задумываясь, какое влияние они имеют на психику ребенка. Осознанное родительство подразумевает понимание связи между своими действиями, словами, эмоциями и конкретным будущим детей, и адекватное поведение родителя с учетом этой схемы.

Для того, чтобы воспитать психологически устойчивого человека, нужно осознать, какие привычки мышления, действий и эмоционального поведения есть у нас, проработать их, и только тогда стать для своих детей лучшей ролевой моделью. Ведь то, что вас раздражает в ваших детях – есть в вас самих. Они это переняли от вас. Благодаря зеркальным нейронам.
Как найти золотую середину между качеством и количеством времени, проведенного с ребенком?

Вовлеченность – это быть в моменте, видеть, слышать и чувствовать. Важно быть с ребенком хотя бы 30 минут в день без телефона, без параллельного приготовления обеда, глаза в глаза, быть в его мире в эти минуты. Именно в это время мы создаем ту самую эмоциональную связь. Это те моменты, которые он пронесет через всю жизнь. Создавайте ритуалы и семейные традиции. Именно они помогут выделять в бешеном ритме то ценное время для семьи собраться вместе.
Какую позицию в общении с ребенком стоит занимать родителю? Воспитатель, наставник, друг?

Родитель с маленьких ребенком может быть воспитателем, показывать и рассказывать, как устроен мир. Далее родитель может быть ментором, коучем, который стимулирует осознанность, чтобы ребенок сам научился думать, вырабатывать собственные стратегии поведения и создавать видение. Можно быть и другом, к которому есть доверие.

Важно научиться разговаривать с детьми в любом возрасте. Коммуникация – это прямая связь с нашим мозгом. Через общение мы передаем опыт, ценности. Диалог – это ключевой навык в воспитательном процессе. Уметь глубоко слышать, задавать открытые вопросы, рассказывать много историй, читать – эти важные вещи в современном мире исчезают.

Почему подросток закрывается в себе? Это следствие того, что в свое время не была построена правильная коммуникация, не создалось прочное доверие, что его принимают, любят, доверяют.

Как быть наставником, коучем, другом - это тоже компетенция родителей, которой нужно учиться.
Какие фразы точно нельзя говорить своему ребенку?

«Успокойся. Не плачь. Не переживай. Ничего страшного». Уметь проживать свои эмоции – важное качество. Такой фразой мы транслируем посыл: «Не чувствуй, не живи». Мы блокируем развитие эмоционального интеллекта у ребенка.

«А вот у него лучше…Смотри, как она…». Такими сравнениями мы культивируем чувство неуверенности в своих детях.

«Я от тебя такого не ожидал (а)». Так мы формируем позицию слабого человека и ломаем волю ребенка на его собственное мнение, обрезаем на корню лидерские навыки, создаем созависимость от родительского одобрения, укореняем желание угождать.

«Если ты не поешь, то … Если не сделаешь уроки, то…». Наша речь простроена в фокусе на негативе, мы привыкли делать акцент на том, что не получается, на том, что нехорошо. Нужно уметь переводить свое внимание на позитив. Например, «когда ты поешь – сможешь поиграть».

«Уйди с глаз моих. Не хочу тебя видеть». Это убийство, а не просто фраза. Она явно «кричит»: «Я тебя не люблю, не принимаю». Такие слова могут нанести непоправимый вред психике ребенка. Каждый человек хочет быть услышанным, принятым и любимым. Ттакой формулировкой его личность надламывается.
Как реагировать на советы родных или незнакомых людей по воспитанию вашего ребенка?

Внутри семьи должны быть построены четкие правила, выработан устав и определены ценности. Тогда советы из вне не будут ранить, мешать, захламлять ваше поле зрения в процессе воспитания. Только когда вы уверены в себе и своих методах, никто другой вам не может помешать.
Какие качества нужно воспитывать в современных детях в первую очередь?

Умение мыслить, думать, выражать свои чувства. Он должен ощущать свободу самовыражения и иметь право на ошибку. Развивать мышление, создавать стратегии, принимать решение и делать выбор – эти навыки помогут ему верно действовать в моменте, в быстром ритме жизни не терять баланс. Исследовано, что больше 60% профессий через 10-15 лет не будут нужны. Кроме hard skills (науки, точные предметы), важно развивать в детях soft skills (умение ставить цели, строить взаимоотношения и коммуникацию, развивать эмоциональный интеллект и критическое мышление, чтобы уметь делать лучший для себя выбор).

Нужно развивать здоровый эмоциональный интеллект, от этого напрямую зависит счастье вашего ребенка в будущем. Научиться радоваться, видеть позитивные моменты, выходить из деструктивных состояний. Эмоция живет 40 секунд. Если ее не переключить, то она переходит в более глубокое неконтролируемое состояние, причиняя только вред. Потому важно научить ребенка сначала распознавать свои эмоции, потом их проживать и в конечном счете переключать.

Научиться пользоваться своим мозгом, создавать видение будущего, ставить цели и достигать их – это тоже важные навыки. Они вырабатываются от рождения и до 12 лет. Этому не обучают нигде, кроме как в семье.
Что мешает родителям заниматься вопросами осознанного воспитания?

Умение мыслить, думать, выражать свои чувства. Он должен ощущать свободу самовыражения и иметь право на ошибку. Развивать мышление, создавать стратегии, принимать решение и делать выбор – эти навыки помогут ему верно действовать в моменте, в быстром ритме жизни не терять баланс. Исследовано, что больше 60% профессий через 10-15 лет не будут нужны. Кроме hard skills (науки, точные предметы), важно развивать в детях soft skills (умение ставить цели, строить взаимоотношения и коммуникацию, развивать эмоциональный интеллект и критическое мышление, чтобы уметь делать лучший для себя выбор).

Нужно развивать здоровый эмоциональный интеллект, от этого напрямую зависит счастье вашего ребенка в будущем. Научиться радоваться, видеть позитивные моменты, выходить из деструктивных состояний. Эмоция живет 40 секунд. Если ее не переключить, то она переходит в более глубокое неконтролируемое состояние, причиняя только вред. Потому важно научить ребенка сначала распознавать свои эмоции, потом их проживать и в конечном счете переключать.

Научиться пользоваться своим мозгом, создавать видение будущего, ставить цели и достигать их – это тоже важные навыки. Они вырабатываются от рождения и до 12 лет. Этому не обучают нигде, кроме как в семье.

Чему вы научитесь

Будить любопытство в отношении как можно большего количества областей самопознания, открытия отношений и открытия мира

Как интегрировать коучинговые навыки в повседневное общение семьи

Что вы узнаете во время тренинга

Если ребенок расстроен, установите эмоциональную связь с ним прежде, чем делать что-либо иное

Ключевые идеи родительской эффективности

О тренинге «Родитель как коуч»

10 занятий (с домашними заданиями)
2 раза в неделю: по средам в 14:00, по субботам в 11:00

Расскажите истории обо всех областях, имеющих отношение к повседневному опыту ребенка

Выйдите на улицу и займитесь с вашим ребенком какой-нибудь физической активностью. Двигайтесь, двигайтесь, двигайтесь!

Ключевые этапы формирования детского мозга

Как находиться в ресурсном состоянии в сложные моменты

Как выстраивать краткосрочные и долгосрочные договоренности и здоровые границы

Как создавать пространство для того, чтобы ребенок научился создавать вдохновленное состояние и занимать лидерскую позицию

Основы сторителлинга

Как поддерживать ребенка в осуществлении его собственных проектов

Как общаться с ребенком и семьей на уровне ценностей

Как способствовать развитию креативности, эмоционального интеллекта и осознанности в ребенке

Учить его учиться, используя обратную связь

Создавать командный дух. Помогать ему открыть, узнать и расширить мышление «Мы»

Находить время, чтобы играть с ребенком ежедневно, по крайней мере 20 минут в день

Показывать ему, как восстанавливать отношения и исправлять любой ущерб. Это также означает научить [и научиться] извиняться

Как дисциплинировать и управлять конфликтами эффективно

Покажите ребенку, что эмоции всегда проходят. Покажите ему, как мужественно и осторожно перебороть негативные эмоции

26 апреля / 2022