Soft skills: 11 компетенций будущего, которые станут вашей суперсилой

Soft skills: как быть востребованным и не остаться без работы

В мире, полном неопределенности и хаоса, диплома ВУЗа и компетенций hard skills уже недостаточно для трудоустройства и успешного предпринимательства. В 2025-2030 годах многие профессии исчезнут, а рабочие места даже высокопрофессиональных людей заменят искусственный интеллект и роботы.

Как эриксоновские коучи, будучи ориентированными на решение задач, а не на углубление в проблемы, мы предлагаем вам сфокусироваться на возможностях, которые откроются перед вами в ближайшие 5-10 лет.

В этой статье мы приглашаем вас исследовать 11 самых востребованных компетенций soft skills, которые гарантируют вам успех в любой стране, в любой отрасли и на любом предприятии, а значит не позволят вам остаться на обочине в постоянно меняющемся мире настоящего и будущего.

Треугольник развития
Что такое hard skills?

Hard skills («твердые» или «жесткие» навыки) — это набор навыков или технические способности, которые можно наглядно продемонстрировать или измерить. Знание иностранных языков, программирование или навык вождения автомобиля являются навыками hard skills.

Что такое soft skills?

Soft skills («мягкие» или «гибкие» навыки) — навыки, которые востребованы абсолютно во всех процессах, где работают команды людей. Эти навыки называют «сквозными» и «надпрофессиональными», потому что они не связаны с конкретной предметной областью. Примеры soft skills: критическое мышление, способность видеть целое, выявлять закономерности в сложных объектах, грамотно строить коммуникацию и включаться в коллективную работу.

Путин o soft skills

Развитие soft skills признан одним из трендов, которые в ближайшее время будут определять кадровую политику России. Например, в 2017 году Путин выступил перед студентами на Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Сочи и выразил свое видение самых востребованных компетенций будущего:

«Конкурентные преимущества получат те люди, которые не просто обладают набором интересных и важных знаний, а обладают тем, что сегодня называют soft skills — обладают и креативным, и плановым, и другими мышлениями».
Какие компетенции развивать, Google?

В далеком 2010 году корпорация Google обратила внимание на сверхвысокую текучку кадров в департаменте программирования. Аналитики выявили, что карьерный рост программистов построен некорректно. Статистика эффективности департамента показала, что лучший руководитель для программиста — это не тот, кто лучше программирует (hard skills), а тот, кто умеет грамотно ставить задачи, разрешать конфликты внутри отдела и со сторонними подразделениями и вдохновляет команду общей идеей для решения поставленных задач.

Другими словами, чтобы сделать карьеру менеджера в мировом гиганте Google даже на уровне линейного управления несколькими программистами необходимо обладать так называемыми мягкими навыками межличностной коммуникации (soft skills).
Топ-11 самых востребованных навыков soft skills

Как коучи, работающие с образом будущего своих клиентов, мы рекомендуем начинать развивать востребованные «мягкие» компетенции уже сегодня, чтобы в любых обстоятельствах уверенно смотреть в завтрашний день и не бояться потерять работу, бизнес, партнеров или клиентов.

По прогнозам аналитиков Всемирного экономического форума в ближайшие 5 лет наиболее востребованными станут следующие навыки:
1. Критическое мышление (Critical Thinking)

Навык, который позволяет вам анализировать информацию, делать выводы, принимать решения на основе проведённого анализа, а самое главное — формировать свое собственное мнение, презентовать его группе (коллег, партнеров) и отстаивать его в дискуссии.

2. Творческий подход (Creativity)

Навык, который помогает находить и реализовывать концептуально новые или нестандартные решения, неочевидные в рамках привычного традиционного мышления.

3. Управление людьми (People Management) и проектами (Project Management)

Управленческие компетенции — это набор навыков, которые включают несколько основных:

  • реальное планирование (постановка задач и способность определить необходимые для этого ресурсы);
  • организация работы (декомпозиция задач, определение ролей и функций членов команды);
  • делегирование (способность подобрать людей под функции и задачи и включить их в процесс их выполнения);
  • контроль (отслеживать эффективность работы);
  • обучение (развитие сотрудников);
  • мотивация (навык сформировать долгосрочный интерес к работе и управлять краткосрочными стимулами;
  • оптимизация (навык достижения результата с наименьшими затратами).

4. Координация и взаимодействие (Coordinating With Others)

Это умение адекватно перестраивать собственную деятельность и работу команды при возникновении неожиданных ситуаций.

5. Эмпатия, эмоциональный интеллект (Emotional Intelligence)

Навык подразумевает осознанное понимание чувств, состояния и эмоций, в которых находится другой человек (клиент, сотрудник или партнер).

6. Суждение (Judgment)

Суждение — это форма мышления, которая характеризуется способностью оценивать идеи или части информации в контексте общей цели, текущей ситуации или заданных условий задачи.

7. Скорость принятия решений (Decision-Making)

Дэйв Гируард, экс-руководитель направления корпоративных приложений в Google и основатель стартапа Upstart, в колонке для издания First Round Review написал о том, насколько ценным навыком является умение быстро принимать решения:

«Скорость — абсолютное оружие в бизнесе. При прочих равных условиях быстрая компания всегда победит медлительную. Скорость — одна из определяющих характеристик любого лидера».

8. Ведение переговоров (Negotiation)

Это способность формировать доверие, налаживать общение, понимать ценности клиента или партнера и находить варианты решения проблемы или заключения сделки, которые являются выгодным для всех сторон, участвующих в переговорах.

9. Гибкость мышления (Cognitive Flexibility)

Это умение быстро реагировать на изменяющиеся условия и легко находить новые и отличные друг от друга варианты решения задачи.

10. Решение сложных задач (Complex Problem Solving)

Это способность анализировать ситуацию, оценивать проблему, разрабатывать гипотезы для ее решения, тестировать их и претворять лучшее решение в жизнь.

11. Клиентоориентированность (Service Orientation)

Это способность вовремя определять желания клиентов, чтобы удовлетворить их своей продукцией или услугой с максимальной выгодой.

Где и как осваивать soft skills?

Википедия рекомендует несколько способов освоения soft skills, среди которых тренинги, корпоративные программы подготовки и обучения, наставничество и коучинг.

Вам повезло, если вы работаете в компании, которая заботится о вашем повышении квалификации и вы проходите корпоративные обучающие программы.

Но если никто кроме вас не отвечает за развитие ваших компетенций, приглашаем вас присоединиться к программам обучения Эриксоновского университета коучинга.

На протяжении обучения вы не только освоите 12 вышеперечисленных компетенций, но и сможете получить сертификацию профессионального коуча по стандартам Международной федерации коучинга (ICF).
Подробнее о программе.

Дистанционное обучение коучингу в Erickson Academy

3 программы: Сертификат, Квалификация, Диплом

программа обучения сертифицирована по стандартам Международной федерации коучинга (ICF)
4 марта / 2021